четверг, 25 марта 2021 г.

Тема 7. Правовые основы экологического нормирования и технического регулирования

 

Тема 7. Правовые основы экологического нормирования и

технического регулирования

 

1.     Понятие и система нормативов в области охраны окружающей среды.

2.     Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.

3.     Наилучшие доступные технологии

 

1. Понятие и система нормативов

в сфере охраны окружающей среды

 

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право конкретизировано в ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», в которой, помимо права на благоприятную окружающую среду, предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Экологическое нормирование является основой охраны человека и его здоровья. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Под нормированием как функцией государственного управления следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов по установлению параметров воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, соблюдение которых должно обеспечить ее надлежащее качество.

Учитывая, что экологическое законодательство отнесено статьей 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, комментируемый Закон устанавливает возможность изменения природоохранных нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, установленных на федеральном уровне актами субъектов РФ. Так, согласно ст. 6 Закона, субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, содержащие требования, нормы и правила, соответствующие установленным на федеральном уровне либо ужесточающие их.

В случае если субъекты Российской Федерации не устанавливают более жестких нормативов, действуют общие федеральные экологические нормативы. Объективных причин, которые могут побудить органы государственной власти субъектов РФ разработать более строгие экологические нормативы, может быть как минимум две: необходимость ужесточения экологических требований на особо охраняемых природных территориях либо в зонах экологического неблагополучия регионального значения (в случае принятия регионального закона о порядке их создания).

В механизме экологического права институт нормирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов административных (и не только) экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов экологических правоотношений. Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический контроль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, зависит от показателей качества окружающей среды.

В случае нарушения экологических нормативов специально уполномоченные органы могут приостанавливать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, привлекать их к административной ответственности либо передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Согласно статье 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Главой V Федерального закона «Об охране окружающей среды» определена система нормативов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в которую входят:

- нормативы качества окружающей среды - устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов, установленные в соответствии с:

- химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды,

- нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

- иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

-  технологические нормативы;

- технические нормативы;

- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов определяются   для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ

 Временно разрешенные выбросы и сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением.

Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. Они устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минприроды РФ).

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Для объектов же централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 23 вышеуказанного Закона.

В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение - устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.

Требования к разработке нормативов в отношении отходов производства (потребления) и лимитов на их размещение затрагивают наиболее широкую часть природопользователей. В этой области основной регулирующий документ - это Закон об отходах. В ст. 18 этого Закона указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду - это разработанные и утвержденные в установленном порядке предельные значения, показатели, направленные на обеспечение соблюдения уровней допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду. Физическими факторами в данном случае признаются шум, вибрация, тепло, радиоактивное излучение и др. Они устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Так например, Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха" предусмотрены предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ст. 12), которые необходимы для обеспечения соблюдения предельно допустимых уровней физических воздействий на него.

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Так, п. 4 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 21.02.2020 N 83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" устанавливается допустимый вылов (добыча) байкальского омуля, нерпы.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Под антропогенной нагрузкой понимается степень прямого и косвенного воздействия человека и его деятельности на природные комплексы и отдельные компоненты природной среды. Допустимой же считается такая экологическая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях с учетом природных особенностей конкретных территорий и (или) акваторий.

-  нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.  В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

Так, например, в Водном Кодексе  РФ установлены целевые показатели качества воды в водных объектах, которые должны разрабатываться для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Такие нормативы устанавливаются схемами комплексного использования и охраны водных объектов

Установленные размеры охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения также можно рассматривать в качестве иных нормативов в области охраны окружающей среды. Так, минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка составляет в настоящее время один километр.

 

2. Техническое регулирование,

экологическая стандартизация и сертификация.

 

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Нормативной правовой основой осуществления технического регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования  является Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Под техническим регламентом понимается  документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

С 1 июля 2016 г. предусмотрены следующие формы документов, которыми может быть принят технический регламент:

1) основные формы:

а) международный договор Российской Федерации, подлежащий ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

б) документ, который принят в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2) альтернативные формы - технический регламент может быть принят:

а) указом Президента РФ;

б) постановлением Правительства РФ;

в) нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Исходя из толкования положений абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона
«О техническом регулировании» такие технические регламенты могут быть приняты временно - на период до вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Таким образом, Закон устанавливает нижний временной предел для вступления в силу технических регламентов, верхний предел Законом не ограничивается

Техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.

В вышеуказанном Федеральном законе прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой продукцией (работами) в технических регламентах должны устанавливаться минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, безопасность излучений; биологическую безопасность; химическую безопасность; единство измерений, радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных выше целей принятия регламента.

Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусматривается два вида технических регламентов:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

В отношении экологически значимых объектов технической регламентации принимаются общие технические регламенты. Согласно Закону такие регламенты принимаются по вопросам: биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Технические регламенты могут устанавливать минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

На современном этапе экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования.

Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

В соответствии со статьей 16.1 ФЗ «О техническом регулировании»  в компетенцию федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации входит обязанность, не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждение и опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, а также размещение в информационной системе общего пользования в электронной форме перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В такой перечень могут включаться:

а) национальные стандарты Российской Федерации;

б) своды правил;

в) международные стандарты;

г) региональные стандарты;

д) региональные своды правил;

е) стандарты иностранных государств;

ж) своды правил иностранных государств.

Обязательным условием при этом является регистрация указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

При многообразии антропогенных воздействий на окружающую среду становится практически невозможно нормировать каждый из них. В качестве выхода в настоящее время предлагается смещение акцента от стандартизации предельно допустимых уровней воздействия на объекты окружающей среды к стандартизации требований по отдельным видам природопользования и в конечном итоге стандартизации систем управления окружающей средой на уровне предприятия (организации), включая подтверждение соответствия заявленных экологических характеристик производимой продукции и услуг.

Под подтверждением соответствия понимают документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Одной из форм подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, которыми устанавливаются требования по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности является сертификация. Сертификация  может носить добровольный или обязательный характер (ст. 20 ФЗ «О техническом регулировании»).

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Она может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме:

— принятия декларации о соответствии,

— обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом, также как и круг заявителей.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательная сертификация предусмотрена для тех категорий продукции, которая может нести потенциальную или явную угрозу безопасности потребителей и окружающей среды. Для не входящей в такой перечень продукции может быть оформлена декларация соответствия или же добровольный сертификат качества.

Отличие между сертифицированием и декларированием соответствия товаров заключается в распределении ответственности. В случае с декларированием качества ее будет нести держатель документа независимо от того, является ли он производителем продукции или нет. При сертификации продукции ответственность за находящуюся в документе информацию распределяется между заказчиком процедуры подтверждения соответствия и выдавшим сертификат аккредитованным центром.

Также можно отметить следующие отличительные факторы между сертификатом качества и декларацией:

- получить декларацию может исключительно отечественный налогоплательщик, а сертификаты выдаются и импортерам продукции;

- сертификаты качества всегда оформляются на типографических обеспеченных защитными элементами бланках, а декларация заполняется на обычном листе бумаги формата A4 в соответствии с установленными законодательно требованиями;

- при декларировании заявитель процедуры имеет возможность предоставить протоколы испытаний, проведенных в его собственных лабораториях. То есть документ может быть выдан на основе предоставленных производителем доказательств безопасности его товаров. Сертификация по любым схемам исключает такую возможность, предусматривая проведение всех необходимых исследований и тестов в независимых лабораторных центрах;

- как сертифицированные, так и обеспеченные декларацией товары подлежат маркировке. Однако только в сертификате указывается регистрационный номер выдавшего документ сертификационного центра;

- при сертификации и при декларировании специальными органами контролируется их соблюдение и отслеживание качества заявленного продукта. Отличие состоит в том, что в первом случае применялись российские стандарты, во втором – учитывалось международное законодательство.

 

 

3. Наилучшие доступные технологии

 

Опыт государственного регулирования охраны окружающей среды во многих странах мира, в том числе и в России, показывает, что предотвращение негативного воздействия на окружающую среду реализуемой хозяйственной и иной деятельности является одной самых сложных современных задач. Установлением жестких правовых ограничений и запретов осуществления такой деятельности эту задачу в долгосрочной перспективе решить не удается. В этой связи необходимо кардинальное изменение способов ведения данной деятельности, внедрение в хозяйственный процесс экологически дружелюбных (ресурсосберегающих, малоотходных, энергоэффективных и т.п.) технологий в целях минимизации (смягчения) последствий негативного воздействия на окружающую среду. ФЗ «об охране окружающей среды»  называет эти технологии наилучшими доступными технологиями

Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 56828.15-2016 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения, утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 октября 2016 г. N 1519-ст, "наилучшие" технологии - наиболее эффективные для производства продукции с обязательным достижением установленных уровней сохранения и защиты окружающей среды, в том числе так называемые "зеленые" технологии, "доступные" технологии - те, которые разработаны настолько, что они могут быть применены в соответствующей отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения, "технология" - это как используемая технология, так и способ, метод и прием, которыми производственный объект, включая оборудование, спроектирован, построен, организован, эксплуатируется, выводится из эксплуатации перед его ликвидацией с утилизацией обезвреженных частей и удалением опасных составляющих.

Следует отметить, что первая попытка установления на законодательном уровне требований о применении таких технологий была реализована еще в 1971 г. в Законе штата Вашингтон "О сообщении сведений о загрязнении".
В нем, в частности, закреплялась обязанность всех предприятий использовать все известные, доступные и разумные способы очистки сточных вод перед сбросом их в водоем.

Многолетний опыт применения в зарубежных странах технологического нормирования на основе показателей НДТ показал его эффективность в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду. В этих странах отмечается повышение заинтересованности субъектов хозяйственной и иной деятельности в замене устаревших ресурсоемких производств и технологий на более современные, передовые с точки зрения науки и техники технологии в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Нельзя не отметить, что изменение привычной технологии производства и внедрение НДТ - это ресурсозатратный процесс, который должен поддерживаться государством. Поэтапный переход российской промышленности на принципы НДТ предполагается осуществить к 2030 г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 "О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям"  федеральным органом исполнительной власти, определяющим технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве НДТ, является Министерство промышленности и торговли РФ. На него возложены, в частности, полномочия по осуществлению руководства определением технологии в качестве НДТ, утверждению методических рекомендаций по определению технологии в качестве НДТ, принятию решения о создании рабочих групп и утверждению их состава и др. (К примеру, Минпромторгом России утвержден Приказ от 23.08.2019 N 3134 "Об утверждении методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии")

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Области применения наилучших доступных технологий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Критериями определения наилучшей доступной технологии являются:

наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

период ее внедрения;

промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;

методология определения наилучшей доступной технологии;

описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;

технологические показатели наилучших доступных технологий;

методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;

данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;

экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;

сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

Соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если в соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности.

 

              

41 комментарий:

  1. Аджаматова Наида , 1 Группа 4 курс ДБО

    ОтветитьУдалить
  2. Гасанова Сафият 4 курс 1 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  3. Багандова Разият 1дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  4. Магомедов А.И., 4 курс 1 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  5. Халиков Омар, 4курс 1 Группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  6. Мурзаев Сиражудин 1гр 4курс ДБО по РД

    ОтветитьУдалить
  7. Саидова Шуана 1 группа дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  8. Исалдибиров Магомедкамиль 1 дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  9. Расулова Джамиля
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  10. Абдурахманова Алия 1 группа 4 курс ДБО

    ОтветитьУдалить
  11. Курбанов Курбан Анварович 4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  12. Ганиева Амина
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  13. Малламагомедова Аминат 4к 2ДБО

    ОтветитьУдалить
  14. Гусейнов Мирзагусейн
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  15. Айдабекова Фазина Кудратовна 4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить

  16. Горковец Анастасия Владимировна 4 курс 3 гр дбо

    ОтветитьУдалить
  17. Чимагомедова Ханзада Гаджиевна 4курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  18. Габибуллаев Магомедхабиб (4 курс 3группа ДБО)

    ОтветитьУдалить
  19. Магомедов Гаджимагомед 4 курс 1гр ДПО

    ОтветитьУдалить
  20. Алиханова Патимат 4 курс 1гр ДПО

    ОтветитьУдалить