Тема 3. Экологические права граждан и объединений
1.
Понятие и виды экологических прав граждан.
2.
Права общественных формирований в области охраны окружающей
среды.
3.
Защита экологических прав граждан.
1. Понятие и виды экологических прав граждан
Возникновение,
становление и развитие различных групп прав происходило хронологически
неоднородно. Оно соответствовало различным периодам развития человеческой
цивилизации, исторической обстановке, особенностям социальных и политических
отношений в различных государствах. Современные права человека, которые
установлены в международно-правовых документах и конституциях правовых
государств является результатом длительного исторического становления эталонов
и стандартов, которые в настоящее время стали нормой демократического общества.
Поколением прав принято считать классификацию прав человека в соответствии с
этапами их становления, взаимосвязанностью между собой в современной теории
конституционного права.
В
конце 70-х гг. XX в. чешским юристом Карлом Васаком (первый генсек
Международного института прав человека в Страсбурге) впервые был предложен этот
термин, а также представлена концепция трех поколений прав человека. За основу
был взят девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство». Впоследствии
это прижилось и в отечественной науке. Выделяется несколько поколений
конституционных прав и свобод человека и гражданина.
К
первому поколению относятся личные и политические права, которые формировались
в конституциях европейских стран в ходе буржуазных революций XVII–XVIII вв.,
произошедших в Европе и Америке. В их основе лежат идеи естественного права и
либеральные ценности, провозглашенные в научных трудах видных мыслителей Нового
времени – Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка. Эти права на законодательном
уровне утверждали статус человека и гражданина как самостоятельного субъекта
отношений с государством, олицетворяли его индивидуализм. К первому поколению
прав относится обязанность государства воздерживаться от посягательств на
индивидуальность и создавать условия полноценного участия граждан в
политической жизни. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: «Для того
чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей
жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы
цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное».[1]
Личные (гражданские) и политические права
первого поколения трактуются международными и национальными документами как
неотчуждаемые и не подлежащие ограничению каким-либо образом и по каким-либо
основаниям. На международном уровне эти права закреплены в Международном пакте
о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.[2].
Многие ученые полагают, что именно эти права следует рассматривать в качестве
непосредственных прав человека, поскольку права последующих поколений являются
лишь притязаниями на социальные блага, предоставляемыми и перераспределяемыми
государством в интересах социально незащищенных групп населения.
Многие ученые полагают, что именно эти права следует
рассматривать в качестве непосредственных прав человека, поскольку права
последующих поколений являются лишь притязаниями на социальные блага,
предоставляемыми и перераспределяемыми государством в интересах социально
незащищенных групп населения. В XIX–XX вв. в период острейшей борьбы классов в
капиталистических государствах за улучшение своего экономического положения
возникло и закрепилось второе поколение прав человека. Результатом этой борьбы
стало появление идей социального равенства в обществе, которые формировались
учениями, призывающими государство обеспечить достойное существование граждан в
условиях рыночной экономики.
Основу прав второго поколения составляют социальные,
экономические и культурные права. Важную роль в формировании этих прав сыграло
социалистическое учение, появившееся в XIX в. Права второго поколения имеют
более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное
право не устанавливает каких-либо жестких требований обеспечения этих прав.
Так, в п. 1 ст. 2 части II Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г. закреплено, что «каждое участвующее в настоящем Пакте
государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи
и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в
максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить
постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми
надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».
Становление третьего поколения прав человека происходило в 70–80-х гг. XX в.
Права данного поколения предполагают защиту интересов отдельного человека,
включенного не просто в социальную общность отдельного государства, а в человеческую
общность в целом. При этом неизменным остается принцип: права общности не
должны ущемлять права отдельного ее индивида.
Особенность этих прав состоит в том, что они являются
коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения
высказана К. Васаком, который к третьему поколению относит только коллективные
права, основанные на солидарности, так называемые «права солидарности» – право
на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие
человечества, а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового
международного информационного порядка [6, c. 140].
Итак, права третьего поколения включают в себя коллективные
права, а не какие-либо «новые» права индивида. Естественно, отдельный человек
принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его
личным статусом, а с его положением как члена социума.
К третьему поколению прав относятся такие общечеловеческие
права как право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду, чистый
космос и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, которые
возникли в результате научно-технического прогресса, в первую очередь в сфере
информационных и коммуникационных технологий. Помимо представленных выше тех
поколений прав человека исследователи выделяют также четвертое и последующие
поколения.
Формирование четвертого поколения прав человека связано с
технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самой личности. К ним
относятся права в сфере биомедицинских технологий и генетических исследований:
клонирование, трансплантация, эвтаназия. Как полагает Ф. М. Рудинский, эти
права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими
экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии.[3]
Так, А. Б. Венгеров называет права четвертого поколения правами человечества. К
ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические,
информационные права и др. Он рассматривает четвертое поколение развития прав и
свобод, как «правовой ответ вызову XXI в. Формируется международное
гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном
развитии общества»[4]. Каждое
поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых
правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате
чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. [5]Основные,
фундаментальные права и происходящие из них другие права и свободы обеспечивают
различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную,
экономическую, культурную. Поэтому права классифицируются по категориям и
наименованиям. Но они различаются не только по сферам жизнедеятельности, а
также и по времени возникновения. Так появилось понятие «поколения прав
человека».
Согласно ст. 2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью». Впервые в российском законодательстве экологические
права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране
окружающей природной среды», а затем - в Конституции РФ, принятой всенародным
голосованием 12.12.1993 г. и в Федеральном законе
от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает
признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие
удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с
природой.
По мнению О.Л. Дубовика, экологические права граждан - это
совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном
экологическом и смежном с ним законодательстве права индивида, т.е. человека и
гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и
обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Экологические права человека относятся к группе
фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с
рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими
основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания,
личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и др.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что
единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его
тесная связь с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил:
«Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих
в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу
3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля
1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и
предусматривается международный правовой механизм их защиты.
В юридической литературе выделяют основные (или
конституционные) и иные экологические права граждан.
К основным
(конституционным) правам относятся, прежде всего,
содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- право каждого на
благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или
имуществу гражданина экологическим правонарушением.
к этой группе некоторые авторы относят следующие
конституционные права:
- право граждан и их
объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
Для успешной реализации и надежной защиты
вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к
экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять информацию любым законным
способом (ст. 29); право
на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно,
без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33);
право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
К группе иных экологических
прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции,
нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и прежде всего - в Федеральном
законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую
среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и
иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера,
но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его
защиты.
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по
вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству
Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной
экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной
власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны
окружающей среды;
- обращаться в
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся
охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и
получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством
права. Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным
законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:
на
благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия
на человека;
получать
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
органах, осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о
санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и
безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых
продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для
здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
обращаться
в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований
санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни,
здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения;
вносить
в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы,
осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
на
возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу
вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную
безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения
комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм
человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов,
выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с
использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению
радиационной безопасности. (в соответствии со ст. 22 Федеральный закон от
09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О радиационной безопасности
населения")
Граждане и общественные объединения имеют также право на
получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с
использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими
функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению
радиационной безопасности (ст. 23 Федерального закона от
09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О радиационной безопасности
населения). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на
возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение
причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх
установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Далее Градостроительный
кодекс РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ устанавливает
право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в
частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в
осуществлении градостроительной деятельности; государственным нормированием
градостроительной деятельности; лицензированием отдельных видов
градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов строительных
материалов и услуг в области строительства; государственным и общественным
контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением
законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в административном
порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства
РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;
возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате
нарушения законодательства РФ о градостроительстве, и рядом других мер и
мероприятий.
В соответствии с
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18), граждане РФ, в
частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому
они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны,
и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в
государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и
имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.
- закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;
- закрепленные за специальными категориями субъектов,
выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами,
проживающими на отдельных территориях.
В условиях
сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности
природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно
конституционное закрепление экологических прав имеет для России большое
политическое и юридическое значение.
Признав
экологические права граждан, Российское государство сделало первый шаг в
направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить
его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в
формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права.
Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и
культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей
среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация
права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает
возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде
всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических
прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на
международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.
Признание и
правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только
для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально
ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать
на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению
эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например,
предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия
экологически значимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их
воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать
повышения эффективности, соответствующей деятельности органов исполнительной
власти.
Соответственно
общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует
свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
предусматривает не только права, но и обязанности граждан. К ним относятся
следующие обязанности граждан:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным
богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
2. Права
общественных формирований в области охраны окружающей среды
Возможности
граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают
при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных
более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия
общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной
среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они
выражены в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды". К
ним относятся следующие права:
разрабатывать,
пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области
охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области
охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к
осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет
собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность
в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов,
обеспечения экологической безопасности;
оказывать
содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать
собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под
петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с
законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении
референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов,
касающихся охраны окружающей среды;
обращаться
в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и
достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об
обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу
окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать
в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация
которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь,
здоровье и имущество граждан;
обращаться
в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую
среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать
и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования,
размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести
вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать
и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать
своих представителей для участия в проведении государственной экологической
экспертизы;
подавать в
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд
обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность
которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об
ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности,
оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять
в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять
другие предусмотренные законодательством права.
Федеральный
закон "Об охране атмосферного воздуха" также содержит отдельную
статью по правам граждан, юридических лиц и общественных объединений в области
охраны атмосферного воздуха. В соответствии со статьей 29 ФЗ граждане,
юридические лица и общественные объединения имеют право на:
информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении,
а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического
воздействия на него;
участие в проведении мероприятий по охране атмосферного
воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество
атмосферного воздуха;
обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в
них своих предложений об улучшении его качества.
предъявлять иски о возмещении вреда здоровью
и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного
воздуха.
Представители
общественных объединений имеют право доступа на территории объектов
хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного
воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях,
которые установлены законодательством Российской Федерации.
В России
создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих
многообразную полезную деятельность. К примеру,
Всероссийское
общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году, как
добровольное Общество охраны природы.
На
сегодняшний день ВООП - это общероссийская, общественная и
культурно-просветительная экологическая организация. Цели:
Сохранение
окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.
Сохранение
и укрепление здоровья населения.
Основные
направления деятельности Общества:
Оказание
содействия органам государственной власти и управления в обеспечении
устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое
образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая
и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность
субъектов природопользования.
Проведение
своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга
территорий.
Внедрение
современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного
государственного экологического контроля
Центр
экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная
общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического
движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти.
Российское
экологическое движение "Зеленые" В 1994 году на основе
экологического движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия
"Зеленые", в 2009 году деятельность Политической партии была
прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное
движение "Российское экологическое движение «Зелёные». Цель экологического
движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к экологическим
проблемам России и человечества в целом организованными и волевыми
политическими действиями.
Неправительственный
экологический фонд имени В.И.Вернадского был создан в 1995 году.
Экологический фонд - это одна из крупнейших благотворительных организаций,
поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты,
представляющая интересы российской экологической общественности и социально
ответственного бизнеса, инициатор и участник природоохранных программ,
развивающихся в России.
Основные
задачи Фонда: содействие устойчивому экологически ориентированному
социально-экономическому развитию общества, обеспечение взаимодействия между
деловыми кругами, правительством и обществом по вопросам устойчивого развития;
поддержка экологических инициатив и проектов.
Направления деятельности Фонда: экологическое
образование и воспитание; проведение конкурса грантов и стипендий им.
В.И.Вернадского; проведение национальных и международных конференций,
симпозиумов, выставок по вопросам устойчивого развития; издание научной,
научно-популярной, образовательной литературы по основным направлениям
деятельности Фонда.
Российский региональный экологический
центр учрежден в 2000 годy Европейской Комиссией и Академией
государственной службы при президенте Российской Федерации.
РРЭЦ входит в сеть региональных экологических
центров, действующих в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для
поддержки сотрудничества между правительственными структурами,
бизнес-сообществом и гражданским обществом в области охраны окружающей среды.
Миссия центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов
и методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через
организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.
Региональная общественная организация
“Экология и бизнес” создана в соответствии с решениями
1-го Международного Форума “Экология и бизнес” (Санкт-Петербург, сентябрь 1992
г.). По поручению Госкомэкологии РФ основной задачей РОО “Экология и бизнес”
является осуществление контактного представительства России в Рабочих группах
Хельсинкской Комиссии по охране окружающей среды района Балтийского моря
(HELCOМ).
Общероссийская общественная
организация "Зеленый патруль" была зарегистрирована в мае
2006 года. В апреле 2007 года состоялось открытие интернет-ресурса организации.
Основная цель организации – содействие росту экологической культуры общества,
защита прав человека на благоприятную окружающую среду, чистую воду,
качественные продукты питания, охрана уникальной природы России, развитие
тенденций, необходимых для устойчивого развития страны.
Гринпис (Greenpeace) России, в
переводе с английского означает «зелёный мир». Гринпис - это международная
общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15
сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом. Основная цель организации добиться
решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания
общественности и властей.
Гринпис существует только за счёт
пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от
государственных структур, политических партий или бизнеса. Гринпис против
насилия в любом его проявлении, все акции не приемлют никаких форм насилия в
качестве метода достижения целей. Гринпис — это независимая международная
организация, цель которой сохранить природу и мир на планете. Для этого мы
изменяем отношение людей к природным богатствам Земли.
В России Гринпис появился в 1989
году, в 1992 году организация получила название Гринпис России, в 2001 году
открыто отделение в Санкт Петербурге. Цель
организации Гринпис России содействие сохранению последних уголков
нетронутой природы, борьба с ядерной опасностью, стремление устранить угрозы,
вызванные химическими и генетическими загрязнениями.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из
крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 40 лет
работающая для охраны природы на всей планете. В России первые проекты
Всемирного фонда дикой природы начались в 1988 году, а в 1994 году открылось
Российское представительство WWF. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал
Российской национальной организацией. За время своего существования в России
WWF успешно осуществил более 150 полевых проектов в 40 регионах России.
Российский
Зеленый крест - неправительственная общественная организация, член
Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году. Зелёный крест
основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране
окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и
развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем
же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг
российского зеленого креста - компромисс вместо конфронтации - соответствует
принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с
позиций партнёрства и добрососедства.
Движение Дружин охраны природы (ДОП) появилось
в 60-х годах ХХ века как студенческое природоохранное движение. Направления и
формы работы Движения Дружин по охране природы зависят от складывающейся обстановки,
традиций и возможностей участников Движения, обусловленных его социальным и
профессиональным составом. Движение, основу которого составляют студенты и
специалисты естественнонаучного профиля, выступает за компетентность и
профессионализм в изучении и решении проблем охраны природы. В то же время оно
будет участвовать и в массовых экологических кампаниях. Главным для участников
Движения является конкретная практическая природоохранная деятельность. Для
него недопустимо превращение этой работы в модное развлечение, политическую
приманку или средство наживы.
Институт эколого-правовых проблем
“Экоюрис”
В 1991 году был создан институт
“Экоюрис” как негосударственная организация, объединяющая юристов-экологов,
выступающих в защиту общественных интересов в сфере экологической безопасности,
охраны окружающей среды и природопользования. С 1996 года организация носит
название Институт эколого-правовых проблем “Экоюрис”. Цели организации:
разработка и внедрение в российское законодательство и практику концепций и
принципов правовой защиты общественных экологических интересов, содействие
формированию и реализации в России эффективных правовых механизмов
регулирования охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности,
рационального природопользования и устойчивого развития.
Основные направления деятельности:
сбор, систематизация и анализ нормативно-правовых актов в сфере охраны
окружающей среды и природопользования, разработка и экспертиза нормативных
правовых актов, изучение и анализ судебной и прокурорской практики по защите
общественных экологических интересов, распространение эколого-правовой культуры
и опыта правоприменения.
Экологические
движения в России
Независимое
экологическое движение в России существует с середины 1980-х гг. За свою
историю оно прошло несколько этапов развития. Экологическое движение является
устойчивым феноменом общественного участия в России, несмотря на изменчивость
составляющих его групп. Число экологических групп в России по разным оценкам
колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч. Хотя эти данные
приблизительны, они свидетельствуют о том, что экологическое движение можно
считать фактом социальной жизни российского гражданского общества.
Российское
экологическое движение в настоящее время дифференцировано и не
институционализировано. Это означает, что данный сектор гражданского общества
существует в форме неправительственных общественных организаций. Такие
организации, как правило, составляют третий сектор - включающий структуры,
которые не относятся ни к государственному сектору, ни к частному
предпринимательству.
Множество
организаций экологического движения России дифференцировано по направлениям и
репертуару действий, типам мобилизации, мотивации участия, характеру лидерства,
организационным структурам и прочим параметрам деятельности. Охарактеризуем
некоторые из них:
"Зеленое содружество" -
сообщество общественных экологических организаций России. Главная цель
"Зеленого содружества" - организация согласованных действий
"зеленой" общественности. Повседневная практическая деятельность
"Зеленого содружества" складывается в соответствии с основными
задачами по оздоровлению условий жизни человека и природоохранной деятельности,
а также потребностями, которые диктует реальная экологическая обстановка в стране.
Решение экологических проблем реализуется на региональном, федеральном и
международном уровнях в соответствии с законодательством РФ, международными
соглашениями и принципами гражданского общества.
В
"Зеленое содружество" вошли следующие общероссийские организации:
Политическая партия "Российская
экологическая партия "Зеленые"";
Конструктивно-экологическое движение России
"Кедр";
Общероссийская
общественная организация "Женское экологическое содружество";
Общеросиийское
общественное детское экологическое движение "Зеленая планета";
Общероссийская
общественная организация "Зеленый патруль";
Общероссийская
общественная организация "Российское общество защиты животных
"Фауна"";
Общероссийская
общественная организация "Российская экологическая независимая экспертиза"
(РЭНЭ).
Кроме
перечисленных в состав "Зеленого содружества" вошли более 120
региональных общественных организаций экологической направленности.
Конструктивно-экологическое движение
России "Кедр" - неполитическая общественная организация,
которая объединила граждан России для решения экологических проблем страны.
Движение было создано и официально зарегистрировано в 1993 г.
В
число основных коллективных членов движения "Кедр" входят:
Всероссийское общество охраны природы, Совет главных государственных санитарных
врачей России, Общероссийское движение "Солдатские матери России", а
также представители других экологических и гуманистических организаций.
Идеологические
и целевые устремления движения "Кедр" направлены на конструктивное
сотрудничество государственных и политических организаций, официальных и
частных лиц для обеспечения решения экологических проблем и создания в России
условий, обеспечивающих охрану здоровья населения и природной окружающей среды.
Региональные отделения движения
"Кедр" возглавляют профессиональные экологи и врачи, представители
законодательных региональных органов, руководители федеральных государственных
учреждений здравоохранения, руководители федеральных информационных агентств,
научно-исследовательских, образовательных и просветительских учреждений.
В 2002 г. в Москве при участии движения
"Кедр" учреждена Общероссийская общественная организация
"Российская экологическая независимая экспертиза" (РЭНЭ).
Российская
экологическая партия "Зеленые" - единственная в России
зарегистрированная политическая партия экологической направленности, имеющая
общероссийский статус.
РЭП "Зеленые" - это ведущая
общественная экологическая организация России, которая объединяет
представителей самых разных социальных слоев общества. В своей работе партия
опирается на Совет главных санитарных врачей РФ, движение "Леса
России" и профсоюз работников лесных отраслей РФ, российские общества
охотников, рыболовов, охраны животных и т.п.
Общая
численность активистов-экологов по всей России составляет свыше 100 тыс. чел.
Партия отличается конструктивным подходом и строит свою работу с учетом общероссийских
национальных интересов. Негативно относится к проявлениям политического и
экологического экстремизма. Придерживается умеренно реформаторского курса.
Исходит из приоритета общечеловеческих ценностей и общедемократических
принципов. Осуществляет тесное взаимодействие со всеми религиозными конфессиями
России.
Партия
активно участвует в решении проблем охраны окружающей среды и здоровья
населения страны: от реализации локальных программ по улучшению экологического
состояния малых городов России - до международных проектов по предотвращению
глобального изменения климата в рамках Киотского протокола.
Общероссийское детское экологическое движение
"Зеленая планета" является общественной организацией, не
имеет основной своей целью извлечение прибыли и не распределяет прибыль между
учредителями и (или) участниками, является добровольным самоуправляемым
общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на
основе общности интересов на принципах добровольности, равноправия всех его участников,
самоуправления и законности.
Целями
движения "Зеленая планета" является объединение юных граждан России,
которые принимают участие в решении экологических проблем и природоохранной
деятельности, а также детских экологических организаций, активно участвующих в
устойчивом развитии нашей страны, занимающихся экологическим образованием,
просвещением и воспитанием, вовлечением подрастающего поколения в
природоохранную деятельность, формированием здорового образа жизни.
Участниками детского экологического движения
"Зеленая планета" могут быть граждане, достигшие 8 лет, а также
юридические лица - общественные объединения, признающие Устав движения,
выразившие поддержку целям движения и (или) его конкретным акциям, принимающие
участие в его деятельности. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне
с гражданами РФ также могут быть участниками движения.
К региональным общественным формированиям
можно отнести:
Главная цель создания Региональная Общественная
организация по изучению и сохранению видов флоры и фауны и среды их обитания –
«ЭКОЛОГ ДАГЕСТАНА»: в целях активного содействия решению экологических
проблем, организации и проведения научных экологических исследований,
сохранение биоразнообразия редких видов флоры и фауны Дагестана в
наземных и водных экосистемах, сохранения уникальных природных объектов и
комплексов, формирования экологической культуры для устойчивого развития
общества.
Центр защиты леса Республики Дагестан является
обособленным подразделением ФБУ «Российский центр защиты леса». Создан
20 августа 2002 года. Основными направлениями деятельности являются:
-
организация и ведение лесопатологического мониторинга на территории лесного
фонда;
- сбор, обработка, анализ и хранение
лесопоталогической информации, составление обзоров и прогнозов
лесопатологического состояния лесов;
- контроль и качество лесных семян с целью
обеспечени япотребностей для лесоразведения и лесовостановления семенами
Дагестанское
территориальное подразделение Аварийно-спасательной службы «ЭКОСПАС» — создан в
2015 году и аттестован на право ведения поисково-спасательных и
газоспасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Специалисты филиала оказывают
следующие услуги: ликвидация нефтеразливов на море и суше, обслуживание ОПО,
ПЛАРН, пожарная безопасность, газоспасательные
работы, утилизация отходов, аварийно-спасательные работы.
Центр
лабораторного анализа и технических измерений по Республике Дагестан (ЦЛАТИ по
РД), до апреля 2005 года - «Сетевая лаборатория анализа и мониторинга
окружающей среды МПР России по Республике Дагестан», с 15 апреля 2005 года
реорганизован в филиал Федерального государственного учреждения «Центр
лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу».
Целью деятельности Филиала ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике
Дагестан" является осуществление мер в области охраны окружающей среды в
части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду.
3. Защита экологических прав граждан
Наличие
механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие
для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов
создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту
экологических прав граждан.
Анализ
действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека
и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав
граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или
государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных
механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих
факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей
среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых
решений, и контроле за их реализацией.
Нормативные
основы регулирования защиты установлены Законом РФ Федеральным законом от 2 мая
2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации".
В
соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение
непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или
тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых
не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного
самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня
регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в
компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с
уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает
направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие)
которых обжалуется.
Обращение,
поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения.
Государственный
орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
-
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения,
в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
-
запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в
других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных
должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного
следствия;
- принимает
меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и
законных интересов гражданина;
- дает
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
-
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой
государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному
лицу в соответствии с их компетенцией.
Российская
Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).
Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск - один из новейших
инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В
соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане
имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на
окружающую природную среду и здоровье человека. Право граждан на предъявление
исковых требований в суд было предусмотрено также в ст. 91 этого Закона и
касалось прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред
здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.
В действующем Федеральном законе "Об охране окружающей среды"
установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении
вреда окружающей среде (ст. 11).
Право
гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства
защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и
всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка.
Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью
аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная
защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях
экономически развитых государств.
Граждане
вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений,
должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой
последствия, перечисленные выше. Для сферы охраны окружающей среды возможность
обжалования бездействия государственных органов и иных субъектов, деятельность которых
связана с охраной окружающей среды, потенциально является мощным правовым
средством повышения эффективности природоохранительной деятельности
государства.
Гражданин
вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую
основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и
другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в
письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод
гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия
(или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она
признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
В
соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права,
свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд
действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для
общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение
или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае
признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду
не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга
лиц, подпадающих под его действие.
Жалоба
может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его
представителем, а также - по просьбе гражданина - надлежаще уполномоченным
представителем общественной организации, трудового коллектива.
Для
обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых
действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым
минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство
российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также
значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения
требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено
представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных
граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение
квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном
юридические консультации, адвокатские конторы. Однако и эти организации едва ли
способны оказать действительно квалифицированную юридическую помощь по
экологическим вопросам, так как правовая охрана окружающей среды - слабо развитая
область в России. Поскольку в практической деятельности ей уделяется
второстепенное значение, это не могло не сказаться на уровне правовых
экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.
Несомненно,
защита экологических конституционных прав может осуществляться не только
средствами гражданского права, но и посредством самого широкого арсенала
правовых средств иной отраслевой принадлежности, включая обращения граждан в
органы государственной власти и местного самоуправления с жалобами и
заявлениями о нарушении их экологических прав хозяйствующими субъектами или
должностными лицами органов публичной власти. Однако если рассматривать данную
проблему в более узком контексте, то можно прийти к выводу о том, что вред
жизни и здоровью человека, причиненный воздействием ранее загрязненной
окружающей среды, может быть возмещен тремя основными способами: путем
экологического страхования, в судебном порядке, а также в
административно-правовом порядке. Экологическое страхование гражданской и
правовой ответственности юридических лиц за причинение вреда имуществу граждан
и юридических лиц, здоровью и жизни в результате отрицательного воздействия на
окружающую среду влияния техногенный аварий и катастроф на подконтрольных им объектах,
а также в результате воздействия загрязненной окружающей среды на территории и
население предполагает уплату страхового взноса, из которого возмещается урон,
причиненный экологическим нарушением прав [3]. Экологическое страхование
согласно гражданскому и экологическому законодательству может быть добровольным
и обязательным. Добровольное экологическое страхование пока не получило в
России особого развития, а наиболее известным примером обязательного
экологического страхования являются требования п. 4 статья № 8 Федерального
закона от 21 июля 1997 г. № 116 — ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» о том, что для ввода в эксплуатацию опасного
производственного объекта, среди прочего, необходимо наличие у эксплуатирующей
данный объект организации договора на обязательное страхование гражданской
ответственности, который заключен в соответствии с федеральным
законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности
владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном
объекте. Однако сфера обязательного экологического страхования охватывает лишь
часть промышленных объектов, представляющих особую опасность для окружающей
среды и человека [2].
Судебный
порядок предполагает обращение гражданина в суд с требованием о возмещении
вреда жизни, здоровью или имуществу, причинённого в результате экологического
правонарушения. Согласно статья № 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 —
ФЗ «Об охране окружающей среды» урон окружающей среде — это её негативное
изменение в результате загрязнения, которое привело к деградации экологических
систем и уменьшение природных ресурсов. Из других норм данного закона следует
вывод о том, что урон окружающей среде включает количественные и качественные
потери, проявляющиеся в загрязнении окружающей среды (в том числе в
физико-химическом изменении состава атмосферного воздуха, воды, почвы,
создающем угрозу для здоровья населения, растительного и животного мира), в
повреждении, порчи, уничтожении природных объектов и экологических систем [3].
Согласно статьи 1085 ГК РФ при повреждении здоровья гражданина компенсации
подлежит утраченный потерпевшим заработок, который он имел или определённо мог
иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том
числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств,
протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение
специальных средств транспорта, подготовку к другой профессии, если установлено,
что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их
бесплатное получение. Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по
объёму, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического
урона.[6]
Способами защиты прав граждан являются:
обращение в
государственные органы и органы местного самоуправления
обжалование
действий (бездействий) должностных лиц, нарушающих права граждан
обращения в
средства массовой информации, правозащитные организации и общественные
объединения
Обжаловать действий (бездействий) должностных лиц органов
государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в
вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по
месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд. Жалобы граждан
могут быть рассмотрены в рамках административного, гражданского и уголовного
судопроизводства. Защита экологических
прав может осуществляется Конституционным судом РФ.
В связи с изменениями Федерального
конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и
свобод допустима, если:
1) имеются признаки нарушения прав и
свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный
Суд Российской Федерации, в результате применения оспариваемого нормативного
акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого
подана жалоба;
2) жалоба подана в срок не позднее
одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются
внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре
дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной
защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском
срока обжалования, - в срок не позднее одного года после принятия последнего
судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт
Нарушенные
экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в Российской
Федерации учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их
соблюдения и уважения государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами.
Институт
Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100
государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции
парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и
защиты прав граждан.
К
компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия
(бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти
решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но
не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает,
что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального
Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов РФ (ст. 16). Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно
сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня
нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало
известно об их нарушении.
Согласно
ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
- принять
жалобу к рассмотрению;
-
разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих
прав и свобод;
- передать
жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному
лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать
в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом
решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае
начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный
орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия
(бездействие) которых обжалуются.
При
определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет
право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К
таким обстоятельствам относятся: наличие информации о массовых или грубых
нарушениях прав и свобод граждан, а также случаи, имеющие особое общественное
значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных
самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).
[1] Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и
права: Учебник. –
М. 2014 г. 821 с
[2] Международный пакт об экономических, социальных и
культурных
правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном
заседании Генеральной Ассамблеи ООН). – Режим доступа:
http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1375
[3] Рудинский Ф. М. Гражданские права человека:
общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. – № 31. – с. 42 – 81.
[4] Бакарджиев Я. В. Теория государства и права. – М,
2018. – 291 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://studme.org/297472/pravo/razvitie_pokoleniya_prav_svobod_chelovek a
[5] Караманукян Д. Т. Права человека в России: история,
теория и практика.
- Омск, 2015. – 304 с.
[6] Дульцев, Р. В. Судебный и административный порядок
защиты экологических прав граждан / Р. В. Дульцев. — Текст : непосредственный
// Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47116/
(дата обращения: 04.09.2024).
Комментариев нет:
Отправить комментарий