пятница, 12 февраля 2021 г.

Лекция № 1. Экологическое право как отрасль права

 

Тема 1. Экологическое право как отрасль права

 

1.     Проблемы взаимодействия общества и природы.

2.     Экологический кризис: причины и пути выхода из него.

3.     Понятие предмет и методы экологического права.

4.     Система экологического права.

5.     Принципы экологического права.

6.     Соотношение экологического права с другими отраслями права.

 

1.     Проблемы взаимодействия общества и природы

 

Общество и природа неразрывно связаны . Понятие «природа», в широком смысле, означает весь существующий мир в самых разнообразных его проявлениях. Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может.. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость.

        Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются, прежде всего, разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей.

Человек является продуктом природы, и в то же время он субъект исторического процесса. Общество — это все человечество; социальные организмы, которые последовательно сменяют друг друга, исторически взаимосвязаны и в то же время качественно различны. Возникновение общества, главной частью которого является человек, привело к отделению от природы человека как социального существа. Как социальный организм общество характеризуется системой связей, отношений между людьми.

Для того чтобы существовать, люди должны производить нужные им продукты и предметы. Поэтому люди вступают друг с другом в определенные общественные взаимодействия. Посредством этого, в том числе, выражается отношение людей к природе.

Общество всей своей деятельностью оказывает влияние на природу. Главным источником влияния общества на природу является материальное производство. Общество использует природные ресурсы, культивирует их, преобразует природу, загрязняет ее, иногда пытается восстановить и охранять природную среду.

Чрезвычайно сложный процесс данного взаимодействия подчиняется ряду закономерностей. Одна из них — взаимная обусловленность существования общества и природы. Не только общество зависит от природы, но и используемая человеком природа зависит от общества. Отличительной чертой рассматриваемого взаимодействия является обмен веществ, выражающийся в том, что человек, потребляя вещества природы, одновременно выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности через процесс производства. Человек постоянно осваивает все новые территории, преобразует их, меняет первоначальные ландшафты. Все меньше остается территорий дикой, не тронутой человеком природы.

Общество составляют люди, социальные процессы и явления, происходящие в нем. Природа — это все то, что не включается в понятие общества, находится вне его. Общество представляет собой высшую форму движения материи, а природа — материю, которая окружает общество.

По мере развития технического прогресса, сопровождающегося негативным глобальным воздействием человека на природу, увеличивается актуальность охраны и восстановления окружающей среды, причем не только для сохранения природы, но и для выживания самого человека.              

Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции. В процессе развития человеческого общества увеличивалось воздействие человека  на природу, например, путем химического загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв и т.д.  Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, выполнение разного рода строительных работ, эксплуатация механизмов сопровождаются шумом, а шум в современной науке рассматривается как один из видов физического воздействия на природу. Другими его видами являются вибрация (создаваемая, к примеру, при выполнении строительных работ, эксплуатации метро и т.п.); электромагнитные воздействия (при использовании электроэнергии); радиация.

Природа выполняет ряд функций,  связанных с удовлетворением потребностей человека: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы выступают в качестве непосредственного источника удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания (человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды - несколько дней, без пищи - около двух месяцев). Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов, вод, земель, определяют состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.

Сущность   экономической функция природы предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, имеют экономические свойства. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных., материальных потребностей. Вода, древесина, минеральные ресурсы и многое другое - природный материал, используемый для создания орудий труда и средств производства.

В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные потребности, любуясь природой и  вдохновляясь ее красотами. Природа служит для человека основой физического и нравственного отдыха.

Современное экологическое право устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения. В рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

       Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему:

- все связано со всем;

- все должно куда-то деваться;

- природа "знает" лучше;

- ничто не дается даром .

 Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов ХХ века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?

 

О роли законов развития природы

Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды нам часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Законы развития природы - законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества. Это - объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов по вопросам окружающей среды.

  Всеобщим законом природы является развитие. Или, как принято называть – ЭВОЛЮЦИЯ. В силу периодически меняющихся условий движения от максимальной плотности информации, заключённой в единице объема с наименьшей сложностью к минимальной плотности информации в единице объема с невероятной сложностью конструкции в нём.

Примером таких явлений может служить происхождение и эволюция Вселенной. В ней на начальном этапе (в состоянии сингулярности) в единице объема концентрируется максимальная плотность энергии, материи, максимум плотности информации о будущем состоянии Метагалактики при минимальной сложности самой структуры сингулярности.

 В современном же виде Метагалактика предстаёт перед нами как структура невероятной сложности при низкой плотности вещества, заключённой в её огромном объеме.

Другим примером может являться клетка многоклеточного организма (например, человека). В клетке сосредоточена информация о структуре будущего организма при общем простом строении клетки . В условиях её развития из неё «выдавливается» сложнейшая структура организма необычной информационной сложности при понижении плотности информации в единице объема, оказывающего влияние на состояние окружающей среды.

 Закон сохранения информации в эволюции. В начале развития естественных объектов природы в единице объема максимальная плотность информации заключена в структуре меньшей сложности. В процессе развития природных объектов плотность информации в единице объема уменьшается при увеличении её сложности и сложности самой структуры. Следствием этого закона может быть: периодичность превращений самой природы из состояния сверхвысокой плотности материи при малой сложности к состоянию минимальной плотности материи и невероятной сложности; невозможность достижения абсолютного порядка или хаоса.   

Абсолютный порядок невозможен в силу всеобщей изменчивости движения, в силу действия всеобщего закона превращений хаоса – в порядок – хаос и т.д. Это и есть формула непрерывности, дискретности, периодичности и вечности движения и превращений объектов материального мира и самой Природы. Мир бесконечен в многообразии превращений материального мира.

Философия к всеобщим законам Природы относит следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей. Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

 Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).         Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений. Весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенной ступени, приводят к перестройке его структуры, формы в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

  Физические «всеобщие» законы сохранения: энергии, массы, вещества, количества движения. Также относят к всеобщим. Но в таком определении каждый из них представляет собой частный закон: закон сохранения энергии, закон сохранения массы и т.д. Например, мера сохранения массы может быть выражена мерой сохранения энергии. То есть закон сохранения энергии в современном представлении фактически является законом сохранения энергии-массы.

   Закон сохранения энергии в рамках отдельной замкнутой системы не является строгим, так как абсолютно замкнутых (изолированных) систем в природе просто не существует. Все они являются в той или иной степени открытыми, способными обмениваться веществом, энергией и информацией.

     Закон резонанса. Это возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты. С физической точки зрения, резонанс представляет собой резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний объекта (системы).

Явление резонанса, как известно, наблюдается и используется в физике, химии, биологии, обществе, а настройка в резонанс может осуществляться путем изменения параметров системы (с помощью так называемых управляющих параметров).

Резонанс, лежащий в основе любых взаимодействий, способен в неживых и живых системах как к разрушению их, так и созиданию новых, устойчивых в новой среде.

     Закон (принцип) действия и противодействия. Сила действия равна силе противодействия или: сила противодействия равна силе воздействия. В принципе этот закон есть выражение принципа Ле шателье – Брауна. Если на систему оказывается давление, то система либо противостоит ему, либо изменяет свои свойства в соответствии с новыми свойствами среды. В этом смысле еще раз подчеркнём, что развитие систем связано не только с их приспособительностью к существующим условиям среды, но изменяют саму среду. В принципе закон не противоречит закону динамического равновесия.

    Закон причинно-следственных связей: каждое следствие вызвано определенной причиной или определенной совокупностью нескольких причин. Его действие ограничено детерминизмом Лапласа, как и закона (принципа) обратной связи, который может быть переформулирован в принцип действия и противодействия.

 

 

2. Экологический кризис: причины и пути выхода из него

 

Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации.

Экологический кризис можем определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он характеризуется, в частности, тем, что человек, общество и государство неспособны преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды.

Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование. Кризис может быть глобальным и локальным.

Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дождипарниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.

Итоги современного глобального кризиса оценены во многих трудах. Современный экологический кризис - результат нарушения системного равновесия между человеческим обществом и Природой. Отметим его характерные признаки:     «Парниковый эффект» - процесс нарушения теплового баланса в биосфере (за век средняя температура возросла на 0,9оС; уровень Мирового океана повысился на 15 см; ледники в горах уменьшились на 50-70 %, а средняя толщина льда в Северном ледовитом океане - на 1,2 м; тают ледники Антарктиды).

- Разрушение озонового слоя Земли (максимальное снижение концентрации озона над Антарктидой- в 3 раза).

- Активизация планетарных геологических сил (число естественных катастроф в мире возросло от 17 в год в 80-х до 30 - в 90-х годах; с 1960 по 2000 г. количество землетрясений в США возросло более чем в 10 раз; ущерб от климатических катастроф возрос за 30 лет более, чем в 3 раза и составил примерно 100 млрд.$ в год).

- Изменение ландшафтов (на планете осталось только около 28 % площади, не затронутой хозяйственной деятельностью; за 40 лет Африка потеряла 23 % леса, а Латинская Америка - 38 %; опустынивание, обезвоживание рек и морей; отравление и эррозия почвы).

- Загрязнение Мирового океана (ежегодно попадает 12 - 15 млн. т нефти в год, что приводит к суммарному загрязнению 150 млн. км2 из общей площади океана 361 млн. км2).

- Ускоряющееся исчезновение видов животных и растений (с 1970 по 2002 г. число видов живых организмов Мирового океана уменьшилось на 1/3, а в пресных водоёмах- на 55%; под угрозой уничтожения находится более 3/4 всех видов птиц и 1/4 млекопитающих).

Таким образом, в биосфере происходят существенные изменения стационарного состояния, нарушаются экосистемные связи. Анализ причин кризиса показывает, что они носят закономерный характер и не устранимы.

Причины кризисного состояния окружающей среды в стране

Причины кризиса имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении человека, общества и государства к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России можно указать следующие.

а) Отсутствие или дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, как правило, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются не реализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.

б) Слабо развитое законодательство и право в сфере взаимодействия общества и природы. Несмотря на то, что в последнее время в России принят ряд законов по вопросам окружающей среды, обновлено природоресурсное законодательство, законодательство остается мало развитым. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, сертификации, аудита); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

в) Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Речь идет, прежде всего, об отсутствии оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере.

г) В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Как известно, экономическое развитие - главный фактор отрицательного воздействия на состояние окружающей среды. При разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.

д) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% от стоимости самого предприятия), они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

е) Дефицит специалистов - экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др.

з) Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.

Перечень причин критического состояния окружающей среды в России может быть продолжен, их очередность может быть изменена.

 

Основными направлениями разрешения экологических проблем являются:

 а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики.

в) Формирование современного экологического законодательства.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений.

е) Государство как политическая организация общества в рамках экологической функции для достижения целей экологической политики заинтересовано в привлечении к природоохранительной деятельности широких слоев населения.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.

Важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов - специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.

Даже имея организационные, людские, материальные и иные ресурсы для решения вопросов охраны окружающей среды, хватит ли у людей воли и мудрости, чтобы адекватно их использовать.

 

 

3. Понятие и предмет экологического права

 

 Понятие экологического права в юридической литературе принято рассматривать с трех позиций: экологическое право как отрасль российского права; - экологическое право как учебная дисциплина; - экологическое право как наука. 

Экологическое право  как отрасль права - совокупность норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.

Как отмечает М.М.Бринчук: экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью (включает в себя ряд самостоятельных отраслей права - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое).

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений, (см. Боголюбов С.А.)

Современное название "экологическое право" появилось в результате научной дискуссии, организованной в 1987 г. журналом "Вестник Московского университета". Впоследствии дискуссии о названии и месте экологического права то затихали, то возобновлялись с новой силой. Д.Л. Байдельдинов считает, что экологическое право - это интегрированная, комплексная отрасль современного права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих экологические отношения, возникающие между государством и его субъектами по поводу взаимодействия с природой и отдельными природными ресурсами.

Вопрос об экологическом праве как отрасли права, его становлении был поднят О.С. Колбасовым, который полагал, что охрана природы неотделима от ее рационального использования, а причинами возникновения экологического права являются завершение кодификации природоресурсовых отраслей права, ликвидация отставания в развитии горного, фаунистического и воздушного права, планируемое издание закона об охране природы. Ряд ученых считает природоресурсное право и природоохранное право перекрещивающимися подотраслями экологического права; третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующих общественные отношения, связанных с охраной окружающей среды.

В научном мире не утихают вопросы о том, какое место и роль занимает экологическое право в правовой системе России. Присоединяемся к мнению тех авторов, в частности М.К.Сулейманова, который считает ,что экологическое право включает в себя природоресурсовое и природоохранное право. В природоресурсовое право входят земельное, водное, лесное, горное (недренное) право; сюда можно отнести фаунистическое и флористическое право( хотя дотягивают ли они до отрасли права?). Природоресурсовое и природоохранное право перекрещиваются между собой: нормы об охране земель, вод, лесов, недр входят одновременно и в природоресурсовое, и в природоохранное право. Получается пирамида отраслей права: наверху экологическое право, его частями являются природоресурсовое и природоохранное право. Возникает противоречивая картина: земельное право как отрасль права входит в природоресурсовое право как отрасль права, а оно в свою очередь в экологическое право как отрасль права. Выходов из этой ситуации три:

а) признать экологическое право не отраслью права, а сферой деятельности, в которой функционируют комплексные отрасли экологического цикла: природоресурсовое и природоохранное. Земельное, горное, водное, лесное право являются подотраслями природоресурсового права.

б) признать экологическое право отраслью права. Тогда по канонам системы права природоресурсовое право и природоохранное право должны быть подотраслями экологического права, а земельное, горное, водное и лесное право - институтами природоресурсового права. С точки зрения системы права этот вариант является предпочтительным, однако признание земельного или горного права даже не подотраслью, а институтом природоресурсового права не соответствует месту, которое они занимают в экономике;

в) видимо, в построении структуры экологического права необходимо исходить из того очевидного факта, что земельное, горное, водное, лесное право являются сложившимися с давними традициями отраслями права, и сводить их роль до уровня института права будет не совсем правильно. Надо исходить из того, что система права строится законодателем, но при этом должно учитываться реально сложившееся построение норм, институтов и отраслей в системе права конкретного государства. Выход из этой ситуации видится в закреплении в системе права понятия интегрированной отрасли как элемента структуры права. Причем интегрированная отрасль права может быть сконструирована только во вторичной структуре права.

При таком подходе следует исходить из того, что земельное, горное, водное, лесное право являются отраслями права. То, что выше этого, - это семья отраслей или интегрированная отрасль. В нашем случае экологическое право, природоресурсовое право и природоохранное право относятся к интегрированной отрасли права: экологическое право как интегрированная отрасль, а природоресурсовое право и природоохранное право как подотрасли интегрированный отрасли. Тогда земельное, горное, водное, лесное право будут обычными отраслями права.

Любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона - нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая - правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике, сам механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии. Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание.

Как учебная дисциплина экологическое право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная.

Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

  Экологическое право как наука - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования экологических отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе экологического законодательства зарубежных стран. Экологическое право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся противоречия в системе правового регулирования. Таким образом, предметом науки экологического права является отрасль экологического права.

Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

 

Предмет экологического права

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.

Приведенная классификация видов экологических отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным, горным др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.

При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

В контексте отношений собственности на природные ресурсы в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. "Природопользование и охрана природы - это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности". С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем, оно в известной степени дало основание Н.И. Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.

Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.

Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.

Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Посредством регулирования таких отношений обеспечивается решение ряда общественно значимых задач. Главная из них - двуединая задача: по удовлетворению материальных, а также в известной мере эстетических и других потребностей человека и по предупреждению разных форм деградации природы, включая истощение природных ресурсов, ее загрязнение; иначе говоря - это важнейшая задача по обеспечению сохранения экологического равновесия. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.

 

Методы экологического права

Метод правового регулирования – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений В настоящее время все отрасли российского права оперируют в основном двумя методами правового регулирования, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (граждан- ско-правовым). В зависимости от регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений преобладающим является либо диспозитивный, либо императивный метод.

Императивный метод правового регулирования представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является неравное отношение между участниками правоотношений. наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. В экологическом праве императивный метод проявляется в специфических формах, таких как нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация. В качестве примеров можно привести установление уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, запрет ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Диспозитивный метод дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. В некоторых случаях при регулировании экологических правоотношений законодатель идет по пути предоставления их субъектам определенной свободы поведения. Так, согласно п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов н сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. В ряде случаев законодательством предусмотрено договорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Так, например, договоры заключаются на основании решения органа государственной власти о предоставлении природного ресурса природопользователю на определенном праве. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами в области охраны окружающей среды.

Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов.

 

4. Система экологического права

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей, институтов, норм.

В юридической литературе, по общему правилу экологическое право как отрасль права принято делить на три части:

         Общую часть  содержит, в том числе, такие институты как:

Институт, определяющий эколого правовой статус граждан

Право собственности на природные ресурсы

Право природопользования

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

Экономическое регулирование охраны окружающей среды

Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"

 

 

     Особенную часть экологического права, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования, правовой режим вод, правовой режим атмосферного воздуха, правовой режим животного мира, правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами производства, правовой режим экологически неблагополучных территорий)

   Специальную часть экологического права, состоящую из международного экологического права. (Источники (договоры, пакты, конвенции, рекомендации, протоколы), принципы , международные экологические организации, международные конференции по охране окружающей среды,  международный экологический суд)

Структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли эколо­гического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению ра­ционального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных террито­рий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и между­народное право окружающей среды). Соответственно в зависимос­ти от потребностей конкретного вуза при изучении, к примеру, земельного, водного и иного природоресурсного права может оп­ределяться его общая, особенная и специальная части.

 

5. Принципы экологического права

Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая экологическое), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае - экологическому) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному).

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальная свобода, гражданский долг, ответственность за вину и др.

К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы, как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.

Принципы данной отрасли определены в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются и его принципы.

 

6. Соотношение экологического права с другими отраслями права

Экологическое право взаимодействует со многими отраслями права. Особое значение имеет связь экологического права с конституционным правом. Конституция РФ является основой развития законодательства об охране окружающей среды, науки экологического права, здесь же закрепляются основные базовые положения, регу­лирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере. 

Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" од­ним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международ­ные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно до­пустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использова­нию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Часто административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере охраны окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности исполнительных органов государственной власти, определяет их компетенцию по осуществлению функций управления в сфере охраны окружающей среды. А экологическое право, в свою очередь, закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в этой сфере.

Очевидна связь экологического права с гражданским: возмещение вреда, страхование ответственности, право собственности и другие институты, также являются опорными и в правовом регулировании охраны окружающей среды. Главным критерием разграничения сфер гражданского и экологического права является факт нахождения соответствующего объекта в состоянии естественной взаимосвязи с природной средой. Объекты природы и материальные ценности – различные категории. Изъятие части природного объекта, например добыча полезных ископаемых, приводит к тому, что отношения по поводу такого объекта переводятся в сферу правового регулирования гражданского права.

Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют со­ставы экологических преступлений как виды общественно опас­ных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Взаимовлияние экологической и природноресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как
монополия государственной собственности на природные ресурсы. В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципи­альных различий в правовом регулировании порядка использова­ния и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обу­славливало единство хозяйственного и экологического направле­ний в пользовании и охране объекта.

Ликвидация государственной монополии на землю, появление многооб­разных форм использования природных ресурсов предопределили де­национализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического эле­мента в земельных отношениях. Земельное право в этой части по­степенно сближается с гражданским, хозяйственным, предприни­мательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельноохранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

Следует подчеркнуть, что использование природных ресурсов порождает проблемы, которые имеют комплексный характер, затрагивают общие взаимосвязи всех природных объектов, всей окружающей среды. К их числу можно отнести. Например, проблемы загрязнения окружающей среды, утилизации токсичных веществ, создание особо охраняемых природных территорий и др. Такие проблемы нельзя решать в рамках только земельного права или его подотраслей вследствие специфики  предметов их правового регулирования, ограниченных отдельными  природными объектами. Эти обстоятельства определяют отграничение экологического права от земельного, его специфические цели и задачи, особый предмет правового регулирования и в тоже время показывают взаимосвязь экологического права с земельным, горным, водным, лесным правом.

42 комментария:

  1. Аджаматова Наида , 1 Группа 4 курс ДБО

    ОтветитьУдалить
  2. Гасанова Сафият 4 курс 1 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  3. Магомедов А.И., 4 курс 1 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  4. Халиков Омар, 4курс 1 Группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  5. Багандова Разият 1 дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  6. Саидова Шуана 1 группа дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  7. Дибиров Магомедхабиб Нурмагомедович 4 курс, 2гр ДБО

    ОтветитьУдалить
  8. Курбанов Курбан Анварович 4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  9. Расулова Джамиля
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  10. Исалдибиров Магомедкамиль 1 дбо 4 курс

    ОтветитьУдалить
  11. Абдурахманова Алия 1 группа 4 курс ДБО

    ОтветитьУдалить
  12. Малламагомедова Аминат
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  13. Ганиева Амина
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  14. Гусейнов Мирзагусейн Магомедрасулович
    4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  15. Айдабекова Фазина Кудратовна 4 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  16. Горковец Анастасия Владимировна 4 курс 3 гр дбо

    ОтветитьУдалить
  17. Чимагомедова Ханзада Гаджиевна 4курс 2группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  18. Габибуллаев Магомедхабиб (4 курс 3группа ДБО)

    ОтветитьУдалить
  19. Габибуллаев Магомедхабиб (4 курс 3группа ДБО)

    ОтветитьУдалить
  20. Мирзабекова Асият 4 курс 1 ДБО

    ОтветитьУдалить
  21. Магомедов Гаджимагомед 4 курс 1гр ДПО

    ОтветитьУдалить
  22. Алиханова Патимат 4 курс 1гр ДПО

    ОтветитьУдалить
  23. Ахмедова Марьям Шамильевна 4 курс заочное отделение 1бюджетная группа

    ОтветитьУдалить