четверг, 29 марта 2018 г.

лекция


Тема 7. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды



1.    Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2.    Органы государственного управления в области природопользования и охрана окружающей среды.

3.    Функции государственного управления в области природопользования и охрана окружающей среды.



1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Общее понятие управления выработано кибернетикой — наукой, обобщающей закономерности всякого вида управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механических системах. Кибернетика как термин (в переводе с греческого) «управление» определена как упорядочение системы, то есть приведение ее в соответствие с объективной закономерностью.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается меха низм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления эле менты объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.
«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и рас-поряжатьсяции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных эле ментов, образующих единую систему.
Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и це ли; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависи мость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.
            Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук : управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, проду манное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправ ления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).             Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями). Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и 

Управление природопользованием и охраной окружающей сре­ды как вид социального управления представляет собой совокупность осуществляемых уполномо­ченными субъектами действий, направленных на исполнение тре­бований экологического законодательства. Управление в данной сфере призвано обеспечить реализа­цию экологического законодательства. Оно выступает как сред­ство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социаль­ное значение управления в целом и государственного особен­но определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения при­родными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается со­блюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного со­стояния природы. Прежде всего в рамках управления  достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место управления природопользованием и охра­ной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполни­тельной власти государства. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, государственными органа­ми, муниципальными органами. Соответственно можно выде­лить общественное, производственное, муниципальное, отрас­левое (ведомственное), государственное управление.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей

осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется органами местного самоуправления. Это - наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г  № 131- ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

- владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- обеспечение санитарного благополучия населения;

- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

- организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами в пределах своей отрасли или сферы деятельности. Содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

- законности управления;

- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

- сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

- наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.



2. Виды органов государственного управления



Государственное управление использованием природных ре­сурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполно­моченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению приро­допользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие эко­номики, управление развитием социальной сферы (здравоохра­нение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.





К органам общей компетенции, осуществляющим государ­ственное управление использованием и охраной природных ре­сурсов, относятся:

• Президент России;

• Правительство России;

• правительства (администрация) субъектов РФ.

Президент РФ как глава государства определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе и в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции РФ. То есть Президент РФ несет персональную ответственность за реализацию конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина и имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти и субъектов РФ неуклонного их соблюдения.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администра­ций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользова­ния и охраны окружающей среды определена многими норматив­ными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федераль­ный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полно­мочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специально­го характера — федеральными и региональными законами, ука­зами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правитель­ство России:

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полно­мочия Правительства РФ в сфере природопользования и охра­ны окружающей среды. Правительство РФ обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприят­ную окружающую среду, по обеспечению экологической безо­пасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природо­пользования и развитию минерально-сырьевой базы Россий­ской Федерации; координирует деятельность по предотвраще­нию стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.



Органами специальной компетенции в сфере экологического управления на федеральном уровне в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 03.04.2017) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" являются:

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

2. Министерство сельского хозяйства РФ.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Наиболее важным и обладающим самыми широкими полномочиями органом специальной компетенции в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России). В п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (ред. от 07.10 2017)"О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", установлено, что "Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы".

Министерству природных ресурсов и экологии РФ подведомственны две федеральные службы (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) и три федеральных агентства (Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию и Федеральное агентство лесного хозяйства).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 07.07.2016)"О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Росгидромет осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 13.12.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" Росприроднадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 07.07.2016) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" Росводресурсы осуществляют функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 07.10.2017), Рослесхоз осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Наконец, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 07.07.2016)"Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" Роснедра осуществляют функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Органом специальной компетенции в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды является Министерство сельского хозяйства РФ. В Постановлении Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 11.12.2017)"О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" закрепляются его функции (выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; в сфере рыбного хозяйства и рыбоводства; в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по их государственному мониторингу и др.).

В ведении Министерства сельского хозяйства РФ находятся Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 30.01.2017)"Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 11.12.2017) "О Федеральном агентстве по рыболовству" Росрыболовство осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации (за некоторым исключением), по управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства) и др.



Органы, на которые возложены отдельные функции по экологическому управлению:

1. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Одной из функций Минздрава России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" являются выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Министерство энергетики РФ (Минэнерго России). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред .от 28.02.2018)"О Министерстве энергетики Российской Федерации" в функции данного Министерства входят выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности; в сфере энергосбережения и др.

3. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Одной из важнейших функций МЧС России является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что закреплено в Указе Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 26.10.2017)"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

4. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). Экологическая функция правоохранительных органов - это направление деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, Следственного комитета, судов и иных правоохранительных органов по охране и защите экологических прав граждан, обеспечению экологической безопасности и применению юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", координация перечисленных выше правоохранительных органов "осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению". Это в полной мере касается и экологических преступлений.



5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) находится в подчинении Правительства РФ. В число ее функций входят выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере технологического и атомного надзора, контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения и др., что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.06.2017)"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в подчинении Правительства РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 20.09.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" направлениями деятельности Роспотребнадзора являются выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и др.

7. Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в подчинении Правительства РФ. К полномочиям этого государственного органа в соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 12.06.2017) "О Федеральной таможенной службе" (вместе с Положением о Федеральной таможенной службе) относится проведение санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора.

8. Федеральная служба безопасности (ФСБ России) - находится в подчинении Президента РФ. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от  22.12.2017) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" определяется, что в число полномочий ФСБ России входят охрана государственной границы РФ, охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов и др.

9. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) находится в подчинении Министерства экономического развития РФ. В ведении Росреестра в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 15.02.2017)"О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии) находятся вопросы ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, государственного земельного надзора и др.

10. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) находится в подчинении Министерства экономического развития РФ. Росимущество обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах) и др. (п. 5.32 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 15.11.2017)"О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").



3. Функции управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

К основным функциям государственного управления названной сфере относятся:

• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; 
• подзаконное нормотворчество; 
• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; 
• распоряжение (управление) природными ресурсами; 
• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; 
• экологическое нормирование; 
• экологическая экспертиза; 
• экологическое лицензирование; 
• экологическая сертификация; 
• экологический аудит; 
• наблюдение за состоянием окружающей среды; 
• учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии; 
• контроль за использованием и охраной объектов природы; 
• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования



В соответствии со статьей 5 Закона "Об охране окружающей среды" к функциям  на федеральном уровне относятся:



- обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

- разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

- разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

- объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

- координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

- организация и проведение государственного экологического мониторинга;

- организация и проведение федерального государственного экологического надзора;

- установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

- обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

- подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

- установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

- утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

- организация и проведение государственной экологической экспертизы;

- взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

- установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

- образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

- ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

- экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, природных и природно-антропогенных объектов;

- установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

- осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

- государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

- установление перечня загрязняющих веществ.

Существуют и иные функции экологического управления федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей Закона "Об охране окружающей среды" функциями экологического управления органами государственной власти субъектов РФ являются:

- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

- принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;

- участие в осуществлении государственного экологического мониторинга;

- осуществление регионального государственного экологического надзора;

- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Кроме того, в соответствии со ст. 5.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" некоторые функции экологического управления, присущие федеральным органам власти, могут передавать органам власти субъектов РФ.

Компетенция органов местного самоуправления в экологической сфере. Органы местного самоуправления наделены достаточно широкими полномочиями в экологической сфере. К ним относятся:

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

- управление и распоряжение обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- введение ограничений на пользование участками недр на территории муниципального образования;

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых;

- введение режима особо охраняемых природных территорий местного значения;

- организация сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов.

Данный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления могут обладать и иными полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, они делегируются федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ или закрепляются в нормативных актах органов местного самоуправления.

В ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" законодатель установил некоторые полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в зависимости от вида муниципального образования. Так, организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района, а организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения городского округа.






Комментариев нет:

Отправить комментарий