РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА КАК ФАКТОР
СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
В.Н. ХАРЬКОВ
<*> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".
Харьков В.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и земельного права Тульского государственного университета.
Основываясь на анализе норм Конституции России, актов Конституционного Суда РФ, в статье рассмотрены вопросы развития основных принципов охраны окружающей среды в свете проблем становления социального государства; рассмотрены перспективы экологического развития Российской Федерации в контексте эколого-правовых компонентов социального государства, к которым, наряду с традиционными составляющими - рациональным природопользованием и благоприятной окружающей средой, предлагается отнести устойчивое развитие, экологическую безопасность, санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие человека, что позволит в перспективе при достижении высокого уровня социально-экологического благополучия граждан России характеризовать государство как социально-экологическое.
Ключевые
слова: социальное государство, конституционные основы охраны окружающей среды и
природопользования, принципы экологического права, устойчивое развитие,
экологическая безопасность, санитарно-эпидемиологическое и экологическое
благополучие человека, экологическая политика Российской Федерации.
Kharkov V.N., PhD (law), senior
lecturer of the department of civil and land law of Tula state university.
Среди многочисленных проявлений и задач социального государства,
перечень которых не исчерпывается содержанием ч. 2 ст. 7
Конституции России, все большее значение приобретают экологические составляющие
социального государства, призванные гармонизировать взаимодействие человека и
общества с природной средой. Именно поэтому в недавнем прошлом в сравнительно
короткий срок были приняты многочисленные программно-целевые акты в сфере
обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С. 162 - 173; Харьков В.Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации // Экологическое право. 2019. N 4. С. 3 - 6.
Новым
этапом экологического развития и, соответственно, становления и укрепления
социальных основ российского государства стал Указ Президента
РФ от 7 мая 2018 г. N 204 (в ред. от 19.07.2018 N 444) "О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года" <2>, определивший амбициозные задачи прорывного
научно-технологического и социально-экономического развития, решение которых
обеспечит повышение уровня жизни граждан и послужит созданию комфортных условий
жизнедеятельности. Эти задачи нашли отражение в том числе в национальном
проекте "Экология" <3> и государственной программе
Российской Федерации "Охрана окружающей среды" <4>.
--------------------------------
<2> СПС "КонсультантПлюс".
<3> Паспорт
национального проекта "Экология": утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24 декабря 2018 г. N 16 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 (в ред. от 31.03.2020 N 397) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" // СПС "КонсультантПлюс".
В связи с
этим актуальной научно-практической задачей является определение
эколого-правовых составляющих социального государства в свете экологически
детерминированных горизонтов развития. Значительный интерес в таком контексте
представляют выработанные Конституционным Судом России доктринальные
эколого-правовые позиции, раскрывающие эколого-правовые стороны социального
государства.
Так, анализируя конституционные основы природопользования,
Конституционный Суд отмечал, что основная задача России как гаранта экологического
благополучия и как социального государства состоит в том числе в обеспечении
экологической безопасности путем установления правового регулирования,
ориентированного на предупреждение экологических правонарушений и на
стимулирование щадящих методов хозяйствования в целях экосовместимого
экономического развития <5>.
--------------------------------
<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 12-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" // СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3547.
В части
значимости конституционного режима пользования природными ресурсами для
достижения целей деятельности социального государства Конституционный Суд
отмечал, что реализация обязанностей государства по созданию условий для
достойной жизни и свободного развития человека должна рассматриваться в
контексте обеспечения использования и охраны земли и других природных ресурсов
как основы жизни и деятельности народов России, особо отметив, что в социальном
государстве благоприятные условия жизнедеятельности человека имеют в качестве
необходимой составляющей экологические аспекты, включающие предотвращение
вредного воздействия производственных факторов на здоровье человека и
окружающую среду, а также экологическое благополучие <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление
Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 26-П по делу о проверке
конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский
городской округ" // СЗ РФ. 2015. N 42. Ст. 5858.
Статья 41
Основного Закона России указывает в качестве элементов, раскрывающих понятие
социального государства, право на охрану здоровья и получение медицинской
помощи; необходимость реализации государственных программ в сфере охраны и
укрепления здоровья, обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического
благополучия. И если последнее понятие нашло легальное определение - как
состояние здоровья населения, среды, при которой отсутствует вредное
воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные
условия его жизнедеятельности <7>, то понятие экологического
благополучия, при отсутствии его легального закрепления в Федеральном законе
"Об охране окружающей среды" <8>, используется как
применительно к характеристике присущей качеству жизни граждан (человека, населения),
так и применительно к экологической характеристике территорий.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 N 232-ФЗ) "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Ст. 1 // СПС
"КонсультантПлюс".
<8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 N 450-ФЗ) "Об охране окружающей среды" // СПС "КонсультантПлюс".
В
последнем понимании экологическое благополучие используется, в частности, в Указе
Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию" <9>, где говорится об
экологическом благополучии территории страны. В отдельных правовых актах термин
"экологическое благополучие" используется и для характеристики
условий жизнедеятельности населения и экологической характеристики страны
<10>. В ряде эколого-правовых публикаций указанный термин используется и
для характеристики природных объектов <11>.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572.
<10> См.: распоряжение
Правительства РФ от 6 сентября 2011 г. N 1540-р (в ред. от 26.12.2014 N 1505)
"Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального
федерального округа до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> К примеру, см.: Жочкина И.Н. К вопросу об охране
права собственности на землю: баланс частных и публичных интересов
// Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и
объекты: междисциплинарный подход: Сборник статей участников Международной
научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента
Академии наук Республики Татарстан доктора юридических наук, профессора,
заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 - 27 октября
2018 г.) / Под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой. М.: Статут, 2019. С. 198.
Следует
отметить, что, при отсутствии свойственных для актов Конституционного Суда РФ
пояснений конституционно-правового смысла и содержания термина
"экологическое благополучие страны", он был использован в Постановлении
от 21 апреля 2020 г. N 19-П <12>. При этом в ранее принятых актах
Конституционный Суд использовал термин "экологическое благополучие"
исходя из содержания ст. 41
Основного Закона России применительно к гражданам (человеку) и обществу
<13>.
--------------------------------
<12> См.: Постановление
Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. N 19-П по делу о проверке
конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с
жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" // СПС
"КонсультантПлюс".
<13> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 17-П по делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
В ряде
нормативно-правовых актов (действующих и утративших силу) понятие
"экологическое благополучие" используется, как нам представляется, в
верном конституционно-правовом понимании. В частности, в преамбуле
ранее действовавшего Водного кодекса РФ <14> говорилось, что воды
обеспечивают экономическое, социальное и экологическое благополучие населения.
В Постановлении
Правительства России от 7 марта 2018 г. N 237 говорится о повышении уровня
санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия жителей населенных
пунктов <15>.
--------------------------------
<14> Водный кодекс
Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ.
1995. N 47. Ст. 4471.
<15> Постановление
Правительства РФ от 7 марта 2018 г. N 237 (в ред. от 29.01.2020 N 64) "Об
утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения
муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов
создания комфортной городской среды" // СПС "КонсультантПлюс".
--------------------------------
<16> Согласно п. 1 ст. 2
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 N
98-ФЗ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия
человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций
органов и систем организма.
<17> Ранее нами отмечалось, что экологическое благополучие следует рассматривать как конституционно-правовую составляющую обеспечения экологической безопасности настоящих и будущих поколений народов России. См.: Харьков В.Н. Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности // Российская юстиция. 2019. N 6. С. 19 - 21.
Именно о
такой взаимосвязи здоровья и экологического благополучия человека говорил
Президент России 1 марта 2018 г. в Послании
Федеральному Собранию, отмечая, что для сбережения здоровья усилий медицины
недостаточно и следует на всей территории страны обеспечить высокие стандарты
экологического благополучия <18>. Такой же подход прослеживается и в
проводимой Российской Федерацией международной экологической политике. В
частности, ст. 6
Конвенции о межрегиональном сотрудничестве СНГ от 16 сентября 2016 г.
<19> предусмотрено сотрудничество в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения, а в Рекомендациях
СНГ по формированию экологической политики от 29 ноября 2018 г. указано, что в
качестве эколого-правовых принципов в национальном законодательстве следует
установить экологическую ориентированность роста экономики, признание
значимости для общества жизнеобеспечивающих функций экосферы при соблюдении
баланса потребностей населения в благосостоянии и экологическом благополучии
<20>.
--------------------------------
<18> См.: Послание
Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // СПС
"КонсультантПлюс".
<19> Конвенция
о межрегиональном сотрудничестве государств - участников Содружества
Независимых Государств. Заключена в г. Бишкеке 16 сентября 2016 г. // СПС
"КонсультантПлюс".
<20> См.: Рекомендации
по формированию экологической политики: приняты Постановлением 48 - 14 на 48-м
пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ 29
ноября 2018 г. // СПС "КонсультантПлюс".
На наш взгляд, в целом охрана окружающей среды и обеспечение ее
качественных характеристик должны рассматриваться как направления (средства)
реализации экологической политики, призванные обеспечить в аспекте
антропоцентричного целеполагания правового регулирования отношений в сфере
взаимодействия общества и природы экологическое благополучие человека как
наиболее полное состояние экологической безопасности и отсутствие вредного
воздействия окружающей среды на здоровье человека.
Поэтому в качестве целей природоохранной деятельности и сохранения
благоприятной окружающей среды необходимо закрепить обеспечение экологического
благополучия как одну из конституционных составляющих социального государства.
Именно в таком контексте, на наш взгляд, подлежат дополнению содержащиеся в ст. 1
Закона об охране окружающей среды понятия "охрана окружающей среды" и
"благоприятная окружающая среда", а в абз. 3 ст. 3
указанного Закона в качестве основного принципа охраны окружающей среды вместо
"обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека"
следует указать "обеспечение экологического благополучия человека".
Определение в законе цели обеспечения экологического благополучия
человека в качестве одного из основных принципов экологического права позволит
полнее отразить как конституционные цели становления социального государства,
так и конституционные основы пользования природными ресурсами, охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в отраслевом
законодательстве.
Анализ принципов, закрепленных ст. 3
Закона об охране окружающей среды, показывает общий гуманистический характер
природоохранного законодательства, необходимость сочетания экологических,
экономических и социальных интересов человека, общества и государства, что в
целом и является эколого-правовым "фундаментом" социального
государства, в котором основные социальные, экономические и иные права могут
быть реализованы исключительно в благоприятной окружающей среде, которая
является залогом экологического благополучия человека.
Представляется, что результатом выполнения стратегических планов
социально-экономического и экологического развития страны должно стать
гармоничное сочетание достижения целей повышения благосостояния населения
страны при всестороннем обеспечении экологической безопасности и экологического
благополучия человека, что позволит оценить достигнутые результаты как
социально-экологическое благополучие граждан России. И, возможно, в будущем
позитивные результаты экологоориентированного развития дадут основание
охарактеризовать государство как социально-экологическое.
Этому будет способствовать и более широкий теоретический подход к определению
эколого-правовых составляющих социального государства. Ранее в научной
литературе к таковым относили рациональное природопользование и благоприятную
окружающую среду <21>. Приведенные акты Конституционного Суда России и
международно-правовые документы позволяют в дополнение к указанным
эколого-правовым элементам социального государства указать в качестве
необходимых составляющих также устойчивое развитие <22>, экологическую
безопасность, санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие человека.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет определить конституционные параметры
экологических составляющих социального государства и соответствующие
направления развития принципов экологического права.
--------------------------------
<21> См.: Боголюбов С.А. Социальное значение природопользования в
актах Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник СПбГУ. 2014. Сер.
14. Вып. 3. С. 94.
<22> См. подробнее: Харьков В.Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации // Экологическое право. 2019. N 4. С. 3 - 6.
1.
Боголюбов С.А. Социальное значение природопользования в актах Конституционного
Суда Российской Федерации / С.А. Боголюбов // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия: Право. 2014. N 3.
2. Жаворонкова Н.Г. Тенденции и
перспективы совершенствования государственной политики в области
экологического развития / Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов // Актуальные
проблемы российского права. 2017. N 7.
3. Жочкина И.Н. К вопросу об охране
права собственности на землю: баланс частных и публичных интересов /
И.Н. Жочкина // Актуальные проблемы охраны права собственности на природные
ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: Материалы Международной научно-практической
конференции (г. Казань, 26 - 27 октября 2018 г.) / Под редакцией З.Ф. Сафина,
Е.В. Луневой. Москва: Статут, 2019.
4. Харьков В.Н. Обеспечение
экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные
принципы экологической политики Российской Федерации / В.Н. Харьков //
Экологическое право. 2019. N 4.
5. Харьков В.Н. Рациональное и
эффективное использование и охрана природных ресурсов как
конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности /
В.Н. Харьков // Российская юстиция. 2019. N 6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий