понедельник, 13 марта 2017 г.


Тема 6. Право природопользования

1.     Понятие, виды и принципы права природопользования.
2.     Субъекты, объекты и содержание права природопользования.
3.     Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.

1. Понятие, виды и принципы права природопользования

Природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды. Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает следующее определение: использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений по  использованию ресурсов и объектов природной среды.
Использование человечеством природных ресурсов осуществляется в двух формах: общее природопользование и специальное природопользование. Общее природопользование осуществляется физическими лицами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих с момента рождения. Специальное природопользование реализуется в процессе экономической деятельности и связано со  значительным воздействием на окружающую среду.
Право общего природопользования, как и право на благоприятную окружающую среду принадлежит человеку от рождения. Реализация права общего природопользования является осуществлением многих процессов жизнедеятельности человека: когда человек дышит, любуется красотами природы, собирает цветы, ягоды, удит рыбу, он одновременно реализует свое право на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование.  Общее природопользование реализуется без получения соответствующего разрешения, без закрепления природных ресурсов за пользователями, бесплатно.
В.В. Петров полагал, что право общего природопользования возникает без каких-либо особых нормативных установлений и осуществляется человеком независимо от его право, - дееспособности.[1] М.М. Бринчук напротив, считает, что право общего природопользования возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.[2]
Субъектами общего природопользования признаются только физические лица, оно осуществляется для удовлетворения собственных потребностей. Общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде и осуществляется без получения разрешений, без закрепления природных ресурсов за пользователями, безвозмездно.
Человек преобразовывает в невиданных масштабах окружающую природную среду. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды являются важной проблемой, влияющей на благосостояние народов, состояние экологической безопасности и экономическое развитие страны.
Право пользования природными ресурсами - это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Природопользователь получает от субъекта -собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или в договоре.
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения и пользования предоставленным в пользование природным ресурсом.
Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям. В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.
 По порядку и условиям пользования различаются право общего и специального природопользования. Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно,
как правило, является платным.
В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта - для сброса или забора воды, животного мира - для отстрела диких зверей и птиц.
Основной считается правовая классификация видов специального природопользования по целевому назначению.  Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют: право землепользования,право водопользования,право недропользования,право лесопользования,право пользования животным миром,право пользования атмосферным воздухом, комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.
Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства. промышленности, энергетики и т.д.;леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов;животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.
   В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое:с изъятием природного ресурса,без изъятия природного ресурса из природной среды.
   К основным принципам права природопользования относятся:
- рациональное природопользование,
- экосистемный подход к регулированию природопользования,
- целевой характер пользования природными ресурсами,
- устойчивость права пользования природными ресурсами,
- платность специального природопользования.
Принцип рационального природопользования - традиционный принцип природоресурсного права. Рациональным природопользование можно назвать тогда, когда при использовании природных ресурсов соблюдаются экологические требования. Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от их охраны, направлено, во-первых, на максимально полное и комплексное использование природного ресурса или его полезных свойств. Неполное, выборочное извлечение ресурса приводит впоследствии к значительным финансовым и трудовым затратам для добычи оставшейся части ресурса, а иногда и к невозможности его извлечения, как, например, при добыче нефти. Неизбежность причинения вреда окружающей среде требует включение в понятие рационального использования минимизации вреда самому природному ресурсу.
Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.
К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Принцип экосистемного подхода в регулировании  природопользования, которым предопределяется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений в природе связан с принципом рационального использования природных ресурсов.
При использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды.
Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.
Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании разрешение (лицензии).
Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Введение платы за использование природных ресурсов направлено на стимулирование рационального природопользования, поддержание благоприятного состояния окружающей среды при использовании природного ресурса и на его восстановление.

2. Субъекты, объекты и содержание права природопользования.

Субъект права природопользования, по мнению М.М. Бринчука, может выступать в двух основных качествах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
Субъекта права общего природопользования как правило являются граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства. Субъектами права специального природопользования являются, граждане, юридические лица. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.) на использование природного ресурса.
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями. Права и обязанности природопользователей закреплены в различных нормативных правовых актах. Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст. 92), права и обязанности землепользователей определены ст. 40-43 Земельного кодекса РФ, лесопользователейст.ст.
82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами - ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира - ст. 40 Федерального закона «О животном мире» .
     Права и обязанности природопользователей можно разделить на две группы:
- общие права и обязанности, присущие всем ресурсопользователям независимо от вида используемого ресурса и;
- права и обязанности, специфичные для отдельных видов природопользования.
Общие права природопользователей:
-    право на использование предоставленного ресурса в соответствии с требованиями природоресурсного законодательства, с соблюдением условий, установленных лицензией или договором;
- право собственности на добытые природные ресурсы, устанавливаемое законом и соглашением о разделе продукции;
-     право на получение информации о состоянии природных объектов, предоставленных в пользование;
- право на пересмотр условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
- право возводить на предоставленном участке, здания и сооружения, необходимые для осуществления пользования ресурсом на срок действия лицензии, договора, соглашения.
   Общие обязанности природопользователей:
- соблюдать требования природоресурсного законодательства, лицензии, договора, соглашения;
- не допускать нецелевого использования природных ресурсов;
- вести учет извлекаемых природных ресурсов и их компонентов, наблюдать за природными объектами и представлять указанную информацию в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной природных ресурсов;
- не допускать нарушений законных прав других ресурсопользователей;
 - не допускать нанесения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью людей в процессе природопользования, осуществлять мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций;
- вносить, в установленном порядке и сроки, платежи за пользование природными ресурсами;
- соблюдать требования антимонопольного законодательства;
- по окончании природопользования приводить природные объекты и соответствующие земельные участки в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Объектом права природопользования признается индивидуально опре­деленная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установле­ния ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования.). Например, объектом права сельскохозяйственного землепользования являются земли, предоставлен­ные для нужд сельского хозяйства.
 Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию соответствующими природными ресурсами и объектами природы.Собственник природных ресурсов имеет более широкие правомочия, а именно, право владения, пользования и распоряжения ими, чем пользователь. Природопользователь имеет только право владения и пользования.

4.      Возникновение, изменение и прекращение права природопользования

.
Право природопользования является производным от права собственности. Только владея природными ресурсами на праве собственности или праве пользования можно использовать их с целью извлечения из них полезных свойств. Право владения для субъектов природопользования природными ресурсами, которые находятся в собственности государства или других лиц, возникает в результате заключения соглашения между государством или другими собственниками и будущими природопользователями (предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами) о передаче в пользование или в аренду.
Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:1. решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование. Такое решение может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.
2.лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.
  3. договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренд; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочного пользования,  аренды, договор частного водного сервитута; земельное законодательство – договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления.
   В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Основаниями прекращения права природопользования являются:
отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
истечение срока природопользования;
смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица;
неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;
использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;
нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором и законодательством;
изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.
Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ).
Общими основаниями принудительного прекращения права пользования природными ресурсами являются:
- изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд;
- использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением;
- нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.
В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.





[1] Правовая охрана природы / Под ред. В.В. Петрова, с.69.
[2] Бринчук М. М. Экологическое право. - М.: Изд-во «Юристъ», 1999, с.200.

Комментариев нет:

Отправить комментарий